• Имя:
  • Телефон:
  • Ваш E-mail:
  • Отмена

Факторинг: что это такое?

Факторинг: что это такое?
29.04.2022 Дмитрий Анбушинов

Факторинг: что это такое?

Факторинг — обмен будущей выручки на денежные средства. Финансовый агент берет на себя дебиторскую задолженность и расплачивается с продавцом вместо покупателя, за что получает фиксированную комиссию. Это банковский инструмент, который способствует быстрому увеличению оборотного капитала компании и позволяет масштабировать бизнес. Он подходит предпринимателям с небольшим оборотным капиталом, которые работают с клиентами на условиях контрактной отсрочки платежа. Именно поэтому он помогает вывести предприятие на новый уровень и защитить его от возможных рисков.

Мало кто знает, что это такое факторинг простыми словами, агентские комиссии и какие договоры в банке необходимо заключить, чтобы воспользоваться всеми его преимуществами. Специалисты компании Royal Finance консультируют по всем финансовым вопросам, анализируют предложения банковского сектора, помогают в процессе сбора и подготовки документов.

Понятие и как работает

Сущность факторинга заключается в том, что предпринимателю не нужно ждать деньги за товары и услуги от клиента: он получает их от финансового учреждения, которое выступает посредником. Этот финансовый механизм регулируется ст. 43 ГК РФ, где описана основная терминология, стороны соглашения, обязательства и условия договора. Отдельным законом этот механизм не регулируется, а работа факторов — не лицензируется.

Для подачи заявки в финучреждение необходимо предоставить копии учредительных документов (копия паспорта директора, последняя редакция устава организации, решение о назначении руководителя), копии бухгалтерской отчетности, копии хозяйственного делопроизводства с контрагентами (договоры с клиентами, для работы с которыми нужна услуга).

Оплачивают факторинг с первого платежа или после полного погашения задолженности покупателем. В последнем случае возможно увеличение комиссии за все дни просрочки. Стоимость услуг фактора складывается из нескольких аспектов:

  • за работу с документами — сверка счетов, контроль сроков оплаты, налаживание систем подтверждения переводов, введение санкций в отношении участников соглашения;
  • за взаимодействие с покупателем и оценку его финансового положения — анализ финансового положения клиентов, определение лимитов риска по суммам, проведение зачетов, урегулирование технических просрочек;
  • за оборот средств в период отсрочки — от даты зачисления их на счет предпринимателя до момента полного перевода на счет посредника.

Как правило, цена услуги — 0,5-4 % от суммы поставки. Комиссия фактора регулярно оплачивается по выставленным счетам или удерживается из каждой поставки. Диапазон рыночных предложений зависит от репутации фактора и предпринимателя, который в нему обращается. На федеральном и региональном уровне реализованы меры господдержки факторинговых операций с целью снижения стоимости подобных услуг.

Виды и их характеристика

Несмотря на большое количество видов факторинга, чаще всего используется только две разновидности. Разница между ними в том, кто берет на себя риски неуплаты:

  • с регрессом — более доступный по стоимости и скорости одобрения вариант. В этом случае дебиторская задолженность остается на балансе предпринимателя. Фактор перечисляет первую часть средств по договору. Если оплата от покупателя не поступает в срок, фактор механизмом обратной уступки превращает факторинг в кредит. В результате клиенту нужно будет вернуть средства, заплатить за работу с документами и пользование средствами.
  • без регресса — стоит дороже и минимизирует финансовые риски. Дебиторская задолженность переходит на баланс фактора. Он переводит продавцу всю сумму, после чего самостоятельно несет ответственность за то, выплатит ли покупатель задолженность или нет.
  • реверсивный — относительно новый вид, который подразумевает трехсторонний договор между покупателем, продавцом и фактором. Чаще всего используется крупными торговыми сетями. Такой факторинг подразумевает финансирование под уступку денежного требования в полном объеме непосредственно после отгрузки товара. Дебиторка переходит фактору, но в случае невыплаты он может разделить риски с продавцом, если это было указано в договоре.

Факторинг с постфинансированием предполагает передачу дебиторки в последний день отсрочки клиенту. По такому договору проценты за оборот денег начисляются от даты получения финансирования, а потому услуга обходится дешевле.

По типу работы с клиентами выделяют:

  • открытый — клиент заблаговременно получает уведомление о начале действия факторинга;
  • конфиденциальный — клиента ставят в известность только после просрочки платежа.

Какие стороны принимают участие в факторинге?

Стороны договора факторинга: финансовый агент — фактор (факторинговая компания, МФО или банк) с одной стороны, а также продавец/подрядчик и его клиент с другой (при условии оформления реверсивной сделки). Факторинговые компании — часто «дочки» ведущих банков.

Информация об участниках рынка факторинга находится в открытом доступе в сети. Крупнейшие компании предлагают свои услуги в режиме онлайн, а потому предприниматели могут ознакомиться с условиями сотрудничества не выходя из дома. Подать заявку на получение услуги можно через специализированные платформы или личный кабинет на официальном сайте выбранной компании.

Фактор может внести клиента в электронную базу компании. Все этапы — от приема документов до формирования уведомлений — могут проходить удаленно. Прежде чем подписывать соглашение с фактором, следует оценить качество его предложения по следующим критериям:

  • фактор работает в регионе предпринимателя, может непосредственно взаимодействовать его клиентами и имеет опыт работы со схожими компаниями;
  • продуктовый ряд посредника выходит за рамки стандартных услуг, все опции детально описаны;
  • в договоре предусмотрен льготный период, высокий процент первого платежа, все аспекты соглашения прозрачны и понятны.

К клиентам факторы выдвигают не менее строгие требования. Опытные специалисты проверяют платежную дисциплину, деловую репутацию, сферу деятельности компании и финансовое состояние.

Схема факторинга

Принцип действия фактора прост. Подрядчик или продавец привлекает средства из внешних источников без увеличения кредитной нагрузки на бизнес, чтобы успешно конкурировать на рынке, расширять географию сбыта. Алгоритм следующий:

  1. Продавец и покупатель заключают договор с фиксированной отсрочкой платежа и безналичной оплатой. В результате формируется счет на будущую оплату (дебиторская задолженность).
  2. Продавец заключает договор факторинга, после чего дебиторка принадлежит фактору. Именно на его счета покупатель должен будет произвести оплату.
  3. По заявке продавца фактор перечисляет ему часть суммы (в основном 80-90%). Это так называемый первый платеж. Целесообразно, чтобы он был как можно больше: в противном случае рентабельность механизма снижается.
  4. Покупатель переводит на счет фактора полную оплату, из которой последний отдает продавцу оставшуюся сумму за вычетом комиссии.

Преимущества

Механизм полезен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подрядчики или поставщики за счет факторинга увеличивают объемы продаж и оперативно пополняют резервы оборотных средств. Вместе с тем они получают возможность сотрудничать с крупными ритейлерами и компаниями из разных отраслей бизнеса. Существуют и другие очевидные «плюсы» и «минусы» банковского факторинга:

  1. Пользователи этого инструмента могут предложить своим клиентам выгодные условия оплаты. Они не боятся кассовых разрывов, поскольку средства поступают в день оказания услуги или отгрузки товаров.
  2. Оборачиваемость денежных средств ускоряется, что дает мощный финансовый рычаг для роста компаний.
  3. Формируется учетная система, которая интегрируется с бухгалтерским программным обеспечением, гарантируя полный порядок в документообороте.
  4. Залоговое имущество и поручительство третьего лица не требуется. В роли залога выступает дебиторская задолженность.
  5. Факторинговое финансирование не отражается в кредитной линии юридического лица и его отчетности, поскольку является обменом активами.
  6. Фактор позволяет проверить клиента на благонадежность, в том числе и в случае работы с новыми покупателями или потребителями. Если возникает риск неплатежа, достаточно воспользоваться механизмом факторинга.
  7. Повышение лояльности покупателей благодаря предоставлению отсрочки по оплате на необходимую сумму и срок. В результате расширяется география продаж и чисто клиентов.

К недостаткам этого финансового инструмента относят большой объем документов, необходимый для получения одобрения, а также сложности с выбором надежных контрагентов. Важный момент — лимит, который устанавливают факторы для компаний, руководствуясь их платежеспособностью, рентабельностью и суммой контрактов. После исчерпания лимита предпринимателю придется обращаться в другую факторинговую компанию или искать иные способы внешнего привлечения средств.

Роль факторинга в кредитовании юридических лиц

Факторинг способен удовлетворить множество потребностей бизнеса. Механизм приобретает популярность среди дебиторов, финансирующих кредиторскую задолженность. Последние получают следующие преимущества:

  • расширяют клиентскую базу и скорость поставок от поставщиков, гарантируя своевременное пополнение балансов партнеров;
  • за счет целевых сроков платежа во взаиморасчетах подрядчиков и поставщиков оптимизируется структура кредиторской задолженности;
  • поставщики и подрядчики предоставляют скидки за раннюю оплату, что позволяет снизить себестоимость закупок;
  • удается создать сеть ответственных и надежных поставщиков товаров и услуг.

В отечественной практике факторинг используется как альтернативная форма кредитования коммерческого предприятия или ИП: особенности действия этого механизма позволяют предпринимателям получать дополнительное финансирование. Собственники бизнеса часто не до конца осознают ценность услуг по сопровождению долга, а потому считают стоимость услуг фактора неоправданно завышенной.

Оплата по факторингу: что это?

На условиях факторинга можно уступить как существующие, так и будущие денежные требования. Однако к фактору необходимо приходить не после первых неплатежей, а за один-два месяца до начала продаж или предоставления услуг. Именно он общается с клиентами по вопросам своевременности оплаты, а потому некоторым из них это может не понравится.

Клиент (покупатель) должен быть поставлен в известность о том, что фактор получил права на выручку от заказчика и обязуется передать ее продавцу. Запретить делать уступку по договору факторинга нельзя. Но клиент может ограничить право на коммерческий факторинг предметом договора с поставщиком товаров и услуг.

Факторинг: это кредит или нет?

Кредит и факторинг — разные формы привлечения средств. В первом случае займы для предпринимателей чаще носят целевой характер, тогда как деньги от фактора можно тратить сразу и по своему усмотрению. Интерес к последнему значительно вырос в последние годы. Кризисные явления вынудили компании столкнуться с кассовыми разрывами, что привело к поискам оборотных средств. В отличие от кредита, факторинг:

  • не требует залога или поручительства;
  • не делает продавца должником банка, поскольку деньги в финучреждения возвращает покупатель;
  • не увеличивает долговые обязательства, ведь факторинговые средства — актив на бухгалтерском балансе предпринимателя.

Разобраться с тонкостями банковских продуктов помогут финансисты компании «Роял Финанс». Обращайтесь за консультативной и другими видами помощи, чтобы получить ответы на любые вопросы касательно привлечения дополнительного финансирования для развития бизнеса.

© Royal Finance – кредитный брокер в Москве

Получить кредит

Получите бесплатную консультацию Оставьте свой номер телефона для получения бесплатной консультации. В течение часа наш специалист свяжется с Вами.


Введите символы, изображенные на картинке (*):


Спасибо! Ваша заявка отправлена. В течение часа наш специалист свяжется с Вами.